Все материалы

Как достойно выступить без подготовки

Многие бизнесмены ужасно боятся публичных выступлений. А для кого-то это вообще «смерти подобно».

Однако большинству из них  чуть ли не каждый день приходится выступать перед различными аудиториями: на совете директоров, перед заказчиками или поставщиками, на различных конференциях, переживая тем самым тысячи маленьких смертей.

VMQfqql2yXE

Однако если попросить  человека не просто выступить, а выступить неожиданно, абсолютно не имея времени на подготовку, то эта смерть покажется ему медленной и мучительной.

А ведь умение выступать перед различными аудиториями, причем выступать без подготовки – одно из самых важных качеств, которыми должен владеть бизнесмен. Ведь  деловому человеку порой приходится спонтанно выступать перед потенциальным инвестором или даже просто анализировать и комментировать работу отдела продаж, то есть в любую минуту он может оказаться в ситуации, когда придется произносить неподготовленную речь.

Такие ситуации встречаются сплошь и рядом, они неожиданны, непредсказуемы и из-за этого порой страшны.

Вы относитесь к этой категории бизнесменов?

Вот несколько советов, которые помогут Вам, какое бы положение Вы не занимали и в какой бы ситуации не оказались.

1.  Структура.

Основная проблема, которая возникает – это неопределенность. Что сказать, а что опустить? Как построить свою речь?

Возьмите за основу стандартную схему: введение, два-три тезиса или аргумента, вывод. А потом просто дополняйте её деталями: примерами, пояснениями, историями из жизни, статистическими данными.

Так, оказавшись перед необходимостью произнести речь в самой нестандартной ситуации, например, во время делового ужина, Вам достаточно будет подручных средств: блокнота, салфетки или даже оборотной стороны визитки, чтобы тезисно набросать основные цели и несколько пунктов аргументов, а затем пару-тройку примеров к ним.

Поверьте, Вам достаточно будет 30-50 слов, и неопределенность испарится без следа.

2.  Ключевая мысль.

Одним из главных правил коммуникации является выдвижение ключевой мысли на первое место.

Любая Ваша речь всегда должна начинаться с четко сформулированного ключевика, тезиса, чтобы слушатели могли понять, о чем конкретно будет идти речь.

Не произносите пространные вступления, чтобы слушатели во время Вашей получасовой речи не терялись в догадках,  зачем же они здесь собрались, и что Вы хотите им поведать

3.  Будьте внимательны к аудитории.

Не знаете в чем это проявить?

Все проще простого. Упомяните город, в котором проводите презентацию, его основные достопримечательности или градообразующие предприятия, приведите пару примеров с компанией, перед которой выступаете.

Пара-тройка фраз, и слушатели будут расположены к Вам, а Ваша речь будет казаться существенной именно для этой аудитории, даже если Вы всего лишь слегка подкорректировали уже имеющиеся заготовки.

4.  Знайте, ЧТО будете говорить, а не КАК.

Ваша основная задача: запомнить ключевые фразы и необходимую статистику, а не то, как подать себя или произнести речь.

Если будете  акцентировать свое внимание на правильности построения речи, красоте и пышности фраз, то упустите как раз самое главное – детали, которые придают Вашей речи жизненность и живость, а не шаблонность и заунывность. Или, того хуже, будете монотонно читать свой текст по конспекту или слайдам, вместо того, чтобы вести с аудиторией живой диалог.

Главное знать суть и быть «в теме», а нужные слова и фразы придут сами собой.

5.  Краткость – сестра таланта.

Многим кажется очень сложным за короткое время подготовить длинное выступление. Это заблуждение!

На самом деле гораздо сложнее подготовить короткую речь. Здесь на ум приходит знаменитая фраза Паскаля: «Я написал длинное письмо, потому что не хватило времени его сократить».

Большинство ораторов, особенно начинающих, в спешке, волнении или просто по неопытности, неправильно планируют время и в свою речь включают много ненужных примеров и пунктов, из-за чего сообщение получается скомканным и размазанным, поскольку обоснования и примеров много, а на выводы, которые являются результатом Вашей речи, времени как такового не остается.

Поэтому старайтесь не тратить зря время, а выбирайте наиболее емкие и красноречивые слова и примеры.

Конечно, для того чтобы научиться правильно, красиво и, что самое главное, продуктивно говорить, нужна практика. Однако все выше перечисленные правила помогут Вам, при необходимости неожиданно выступить перед аудиторией или произнести речь, избежать сильных стрессов и паники при подготовке и внятно выстроить и подать свою мысль.