Все материалы

Что важнее? Профессиональные и личностные качества руководителя?

В этой статье я решил рассмотреть как профессиональные, так и личностные качества, необходимые руководителю для эффективного управления предприятием или любой другой организацией. Вообще, эти качества были выявлены группой исследователей-социологов путем сравнительного анализа в успешных и неуспешных командах менеджеров на различных уровнях управления.

1.       Практический интеллект.

Он позволяет человеку логически мыслить и оценивать различные ситуации. И на основе этого быстро и гибко реагировать на меняющиеся события и эффективно решать возникающие вопросы. При этом необходимо уметь как работать с информацией, так и взаимодействовать с людьми.

2.       Социальный интеллект.

Он позволяет ставить себя на место других людей, смотреть на ситуацию под разным углом, правильно оценивать возможности людей и интерпретировать их чувства. С помощью этого качества руководителем создается благоприятная атмосфера в коллективе, способствующая успешному ведению дел и благоприятно сказывающаяся на общем эмоциональном состоянии каждого сотрудника.

3.       Адекватная самооценка.

Это способность к самонаблюдению и самоконтролю, а также своевременной коррекции своего поведения. Завышенная самооценка проявляется в неумении правильно оценивать собственные возможности, как профессиональные, так и личные. Это приводит к тому, что руководитель берется за задачи, которые не в состоянии выполнить. Заниженная самооценка не позволяет эффективно управлять предприятием, поскольку порождает неуверенность и нерешительность. По моим наблюдением, также опасна для руководителя и неадекватная самооценка, т.е. избирательное восприятие как своих качеств, так и информации, поступающей извне.

4.       Профессиональные навыки и знания.

Не смотря на то, что необходимый объем узкоспециальных знаний на верхних уровнях управленческой пирамиды уменьшается, моё мнение таково, что руководитель предприятия однозначно не может и не должен быть полным профаном в специализации своего предприятия. Он обязан грамотно оценивать соответствие мировым стандартам всех производственных процессов и методов управления на разных уровнях. Для этого необходимо хорошо разбираться в общих вопросах, связанных как с технологическими процессами, так и внедрением новейших технологий и разработок.

Также к руководителям высшего звена повышаются требования к различным психологическим качествам. Это чувство ответственности, способность к глобальному мышлению, гибкость в принятии решении, высокая работоспособность, устойчивость к стрессовым ситуациям, настойчивость, целеустремленность, стремление к саморазвитию и росту. Проводя семинары и тренинги уже много лет, я сделал очень интересное наблюдение — в последнее время в связи с повышенной конкуренцией все большее значение приобретает умение руководителя мотивировать своих сотрудников, заражать их собственной верой в успех, энергией и стремлением к эффективной деятельности.

Более подробную информацию о необходимых качествах руководителя и о способах их развития я с моими коллегами буду давать на бесплатном семинаре «Азбука директора»
 http://bizmotiv.ru/azbuka_direktora/