Все материалы

Системы типологий личности. Теория трех мозгов

Систем оценки личности довольно много, но есть те, которые наибольшим образом понятны лично мне, и я ими пользуюсь уже много лет. Именно об этих системах я и хочу вам рассказать, потому что, на мой взгляд, они наиболее простые и наиболее действенные.

Есть определенные клише профессий, которые общество дает людям, такие, как музыкант, банкир, рабочий, колхозник. К примеру, музыкант — это и крупнейший пианист XX века Святосла́в Ри́хтер, и величайший композитор Лю́двиг ван Бетхо́вен, и какой-нибудь Вася Пупкин, играющий на барабанах в ресторане «У Палыча».

Данные клише помогают людям довольно серьезно обосновать направление своей личной деятельности и направление востребовательности. С одной стороны, клише – это обобщение. Но, с другой стороны, без этого обобщения людям довольно сложно ориентировать направление своей энергии. И те формулировки, о которых сейчас пойдет речь, сходны  с клише профессий.

То, о чем я вам буду сейчас повествовать, имеет определенные погрешности, определенный люфт. Это не есть догма, но в пределах погрешностей и в пределах люфта это очень круто работает и дает нереальные результаты.

Итак, о системе трех мозгов я рассказываю больше трех лет. Случайно я узнал о ней от своих друзей и далее начал ее копать и прогибать для себя. Теорию трех мозгов можно интерпретировать по-разному в зависимости от поставленной задачи.

Например, яблоко можно интерпретировать как геометрическую фигуру. Вы можете описать определенную функцию, по которой будет создана объемная геометрическая фигура, и ее все будут условно называть «яблоко». Это первая задача. Вторая задача – описание данного продукта с точки зрения полезности для организма, содержание химических элементов в яблоке и их полезность для тех или иных функций организма. Это есть две абсолютно разные задачи.

Если взять человека, который занимается изучением геометрии яблока, и свести его с человеком, который оценивает, насколько это яблоко полезно для организма, то эти люди никогда не поймут друг друга, хотя и будут говорить об одном и том же.  То же самое касается и теории трех мозгов.

Когда речь идет о системе подбора, обучения и мотивации персонала, то из этой системы, из этой теории я делаю одни выводы и подразумеваю одно применение. Но сейчас я буду говорить о монетизации таланта, соответственно, и выводы будут немножко другие, и будет другое применение. Это как геометрическая фигура и польза химических элементов, то есть взгляд с другой стороны для абсолютно другого применения.

В основании человеческого черепа находится так называемый рептильный мозг, который в истории человечества развивался самый первый. Его задача – думать о еде, размножении, самосохранении. Рептильный мозг прямолинейный, он зачищает человека от окружающей среды и вступает в силу тогда, когда нет времени думать, и нужны строгие действия.

Например, вы вошли в темный переулок и увидели грабителя с ножом. В данном случае абсолютно бесполезно думать, нравится он вам или не нравится. Задача – бежать. И эту задачу выполняет рептильный мозг. Другой пример, вы одинокая женщина, вам уже 40 лет, у вас нет ни семьи, ни детей. Глупо думать – люблю, не люблю. Задача – продлить потомство. И снова рептильный мозг вступает в права и говорит:

— Давай, уже не так принципиально нравится тебе кто-то или не нравится, любишь или не любишь. Надо продлевать свой род.

Далее над рептильным мозгом находится следующий слой – мозг млекопитающих, который отвечает за эмоции (удовольствие, радость, переживания, мечты). В отношении окружающего мира млекопитающие начинают испытывать те или иные эмоции в отличие от рептилий.

К примеру, взять собаку. Если ей какой-то человек нравится, то она виляет хвостом, если не нравится, то начинает на него рычать. Всем известный пример, когда собака 5 лет просидела на могиле своего хозяина и умерла от тоски. Другими словами, эмоции – это когда нравится или не нравится, вкусно или невкусно, любит или ненавидит.

И третий слой, который сделал из обезьяны человека – это так называемая кора головного мозга, мозг человека, отвечающий за аналитику, логику, прогнозирование. Очень важно уметь определять любое свое действие. Вы должны понимать, какой мозг принял решение в любой момент времени.

Существует два вида боли – физическая и моральная. Порез пальца – физическая боль, ее оценивает рептильный мозг, измена жены (мужа) – моральная боль, ее оценивает мозг млекопитающих. А вот мозг человека оценивает следующее:

— Раз я полгода не занимался сексом с женой, и она мне изменила, значит, это моя вина. И если я хочу иметь верную жену, значит, надо регулярно делать так, чтобы она получала сексуальное удовольствие.

— Я не кормила своего мужа вкусной едой, и он ушел от меня к другой женщине, которая приманила его к себе горячими пирожками. Значит, чтобы его вернуть, я должна печь разные вкусняшки. Или следующего своего мужчину я должна кормить так, чтобы ему в голову не взбрело питаться у соперницы.

Другой пример. Есть пища. Рептильный мозг говорит: «Я голоден, надо поесть». Что съесть ему неважно, главное наполнить желудок. Мозг млекопитающих говорит: «Не хочу чай, хочу компот, хочу вкусных домашних котлет, «Доширак» есть не буду». А уже мозг человека анализирует полезно или не полезно, вредно или невредно, и что об этом подумают другие люди.

Вся жизнь всегда протекает в трех плоскостях: физической, эмоциональной и ментальной. И в разные моменты времени любые свои действия вы можете разделить на три категории: физические, эмоциональные и ментальные. Существует три типа людей, которые в той или иной степени больше управляемы одним из типов мозга.

Итак, люди, имеющие таланты на физическом уровне, управляются рептильным мозгом и склонны к таким профессиям, как  лесоруб, копатель, маляр, водитель, грузчик. Эти профессии связаны с физическими действиями, и в них главенствуют физическая реакция человека, физические инстинкты, физические навыки. Если есть определенный набор правил, то он усваивается этими людьми, а дальше все зависит от того, насколько развито их тело.

Те люди, у которых главенствуют эмоции, становятся актерами, писателями, художниками, дизайнерами, музыкантами. Они имеют творческие, гуманитарные профессии. Ну, а наиболее яркие представители третьего вида – это ученые физики, аналитики, математики.

Если посмотреть на мир объективно, то можно увидеть, что профессий, сочетающих в себе только один из трех типов мозга, крайне мало. И это, скорее всего, исключение из правил. В большинстве случаев это есть определенная смесь, в которой основные функции выполняют два вида мозга. Например:

Физическая сила + эмоции = спортсмен, цирковой артист, эстрадный артист, фигурист, балерина. Физическая сила + логика (анализ и прогнозирование) = хирург, бизнес-тренер, изобретатель, испытатель.

Логика + эмоции = учитель, философ, политик, журналист.

Физическая сила + аналитика = телохранитель.

Итак, все люди делятся на шесть основных категорий: физическая сила + эмоции; физическая сила + логика; эмоции + физическая сила; эмоции + логика; логика + эмоции; логика + физическая сила. В этих категориях у кого-то преобладает физическая сила, но ее дополняют логика и эмоции. У других же людей наоборот, преобладает логика, которую дополняют эмоции и физическая сила.

Однако существуют редкие случаи, когда лидирует только физическая сила, только логика, или только эмоции. Но ими можно пренебречь.