Новогодние цены
Все материалы

Профессионалы в дефиците! Мое интервью журналу «Вся работа»!

23-24 мая в Ижевске прошла конференция «Бизнес-интенсив» для начинающих и действующих предпринимателей. Известные бизнес-тренеры познакомили их с современными наработками для развития предприятия и повышения его прибыльности.

Ваш покорный слуга рассказал журналу «Вся работа» о тенденциях рынка труда и поделился секретами привлечения квалифицированных кадров.

Итак, читайте текстовую версию интервью

ВСЯ РАБОТА: Александр Сергеевич, Вы занимаетесь подбором персонала более 15 лет. Какова сейчас ситуация в этой сфере? С какими основными проблемами сталкиваются компании?

А. Белановский: Сегодня в России рекордно низкая безработица: на рынке труда очень мало соискателей. К этому никто не был готов – большинство работодателей используют технологии найма, которые были разработаны в посткризисный период при избытке кадров, но недостаточно эффективны при недостатке. Огромное количество предприятий не может найти квалифицированный персонал.

Сейчас процесс подбора кадров в определенной степени можно сравнить с мытьем золота. Безработица по России составляет 5-7% от экономически активного населения. Значительная часть безработных — соискатели предпенсионного возраста, молодежь без опыта работы, люди, которые просто стоят на бирже и не планируют трудоустраиваться. Среди всей этой массы нужно каким-то образом найти хороших сотрудников.

ВР: Как же их привлечь и выбрать?

А. Белановский: Не стоит опираться на резюме — оно практически ничего не говорит о способностях соискателя. Я советую отказываться от рассмотрения этого документа в пользу собеседования. Если мне нужно выбрать одного кандидата из нескольких, я предпочту с каждым пообщаться лично.

Надо понимать, что нельзя принимать на работу всех подряд на основании формальных критериев. Скорее всего, в итоге вы столкнетесь с проблемой профнепригодности работников. Для определения квалификации и потенциала соискателя необходимо использовать систему тестов, которые он должен пройти до подписания трудового договора. Если вы будете располагать данными тестирования и обучения, ваше решение о приеме на работу будет более обоснованным и принесет больше денег.

Кроме того, чтобы иметь возможность выбора, нужно обеспечить большой входящий поток соискателей, а для этого надо уметь отстраиваться от конкурентов. Работодатели сегодня соревнуются только по нескольким параметрам. Самый главный – размер зарплаты. Второй – местоположение компании.

Третий – график и условия работы. Но на самом деле преимуществ может быть значительно больше: льготное медицинское обслуживание, фитнес, путевки в лагеря для детей сотрудников, развлекательные выездные мероприятия и многое другое… Все эти опции малозатратны, просто многие руководители не хотят правильно считать.

Допустим, путевка в лагерь для ребенка стоит 15 тысяч рублей, компания оплачивает половину – 7,5 тысяч. Относительно общей суммы годовой зарплаты работника это немного, зато работодатель может выгодно выделиться на общем фоне и подчеркнуть свою социальную направленность. Таким образом каждая компания может продумать варианты привлечения квалифицированных сотрудников.

ВР: По Вашему опыту, какой процент работодателей реально использует эти приемы?

А. Белановский: Не более 5%, причем в Москве и регионах ситуация практически одинакова. Большинство работодателей мыслят прямолинейно: если откликов на вакансии мало, они просто увеличивают расходы на размещение. Однако повысить качество соискателей можно за счет создания дополнительных выгод для персонала.

ВР: Представители каких профессий сегодня наиболее востребованы?

А. Белановский: На коммерческих предприятиях это, прежде всего, специалисты по продажам и сервису. Среди них же самая высокая текучка кадров. В условиях низкой безработицы цена ошибки работодателя особенно высока. Компании с небезупречной репутацией, которые не уделяют внимания удержанию персонала, не будут пользоваться популярностью у соискателей и станут страдать от дефицита квалифицированных кадров. А это чревато падением продаж и закрытием бизнеса. Подтверждение тому – ротация компаний в любом крупном торговом центре: одни разоряются и уходят, другие приходят им на смену.

ВР: Насколько изменились методы работы менеджеров по персоналу за последние несколько лет?

А. Белановский: В малом бизнесе подавляющее большинство эйчаров работают по старинке, в крупном подходы уже начали меняться. Кадровые службы в компаниях, которые должны обслуживать огромный входящий поток клиентов (торговые сети, банки), первыми внедряют новые технологии поиска и подбора кадров.

Одни предприятия разрабатывают методики самостоятельно, другие используют западные наработки. Во втором случае многое зависит от правильной адаптации технологий на российской почве. Нужно не просто слепо копировать их, а внедрять, оценивать эффективность в наших реалиях и применять те, что дали результат.

ВР: Какие основные ошибки в управлении персоналом совершают компании?

А. Белановский: Опять же — используют только материальную мотивацию. Но работать больше и лучше людей заставляют нематериальные факторы. Любовь и уважение к компании, доброжелательный коллектив, системы обучения, создание условий для здорового образа жизни – все это невозможно устроить только за деньги.

Если компания просто заплатит человеку больше, он потратит разницу на свои нужды, а не пойдет в спортзал. Однако если фирма приобретет карты в фитнес-клуб и предложит посещать его со скидкой в 50%, многие начнут заниматься.

ВСЯ РАБОТА: Если говорить об обучающих программах, какие из них наиболее востребованы?

А. Белановский: Для персонала – тренинги продаж. Именно в этой области работодатели и хорошие работники заинтересованы в повышении квалификации.

Руководителям важны вопросы оптимизации бизнеса. Многие топ-менеджеры вынуждены жить в нем вместо того, чтобы управлять им и наслаждаться жизнью. Естественно, они ищут способы решить эту проблему.

ВР: Среди Ваших клиентов много владельцев бизнесов. Как Вы находите с ними общий язык?

А. Белановский: Я практик, а не теоретик. Сам занимался бизнесом, набором и мотивацией персонала более шестнадцати лет, посетил с тренингами и консультациями практически все крупные города от Санкт-Петербурга до Красноярска. Я даю методики, которые помогли реальным людям, способным подтвердить мои слова. В частности, среди клиентов могу выделить один из банков, где благодаря внедрению системы подбора, мотивации и удержания персонала в 15 регионах России продажи банковских продуктов выросли на 47,5%.

ВР: Александр Сергеевич, в заключение дайте, пожалуйста, несколько советов  соискателям. Как можно обратить на себя внимание потенциального работодателя и повысить шансы на успешное трудоустройство?

А. Белановский: Прежде всего, необходимо подготовиться к собеседованию, больше узнать о фирме из Интернета и других источников информации. Если вы очень заинтересованы в должности, перед встречей по возможности съездите в компанию и

оцените ее внутренние устои: какие правила там действуют, какие люди работают, как они одеваются, общаются… Положительное решение о приеме на работу во многом зависит от первого впечатления, произведенного кандидатом.

Если вы придете на собеседование подготовленным и хотя бы немного знакомым с корпоративной культурой фирмы, риск отсеивания вашей кандидатуры по формальным признакам – возраст, образование – снизится до минимума. На первый план выйдут навыки и опыт.

Если вы планируете не просто устроиться на работу, а трудиться в стабильной и развивающейся компании, помните, что нельзя приходить со своим уставом в чужой монастырь. Даже если вы являетесь хорошим специалистом, вам понадобится время на адаптацию к условиям конкретной организации — в среднем от 30 до 60 дней. В этот период ваш КПД не будет максимальным.

Так что не требуйте от работодателя моментального карьерного роста: осваивайте свои обязанности, старайтесь лучше понять тонкости работы. Тогда после окончания адаптации вы выстрелите, покажете высокие результаты, вас заметят и будут продвигать.

И еще один совет, но уже для руководителей! 28-30 июня, в Киеве, пройдет мой живой тренинг «Игровая мотивация».

Если Вы считаете себя успешным руководителем и владельцем бизнеса, то Вам обязательно надо там быть!

А если вы еще новичок, то данный тренинг поможет Вам избежать массы ошибок, которые допускают абсолютно все в начале пути.

Но!

Первый рост цен уже был. Так что поторопитесь, пока цена не поднялась еще выше.

Встретимся с Вами в Киеве, на живом тренинге «Игровая Мотивация» — http://bizmotiv.ru/igra/

P.S. Вам достаточно просто нажать на кнопку «Принять участие» и выписать счет. Все проблемы с оплатой или возникшие вопросы, мы решим сразу. (Мы позвоним Вам!)