Все материалы

Плюсы и минусы корпоративного обучения

Обучение является одной из важных составляющих в процессе трудовой деятельности. Оно бывает двух видов: личное и корпоративное. Между ними есть большая разница, которая заключается в том, что  за корпоративное обучение платит работодатель, а за личное – работник.

Когда платит компания, она решает свои задачи, которые  могут полностью совпадать с задачами сотрудников, могут частично совпадать, а могут не совпадать вовсе. Если платит сотрудник, он сам определяет для себя какие- то направления, в которых ему хочется развиваться и этому предшествует какое — то проблемное поле, в которое человек попал.

В итоге сложился некий стереотип того, что если человек платит за свое обучение самостоятельно, то он больше в нем заинтересован, и полученные знания применяет в дальнейшем на практике. А для тех людей за которых заплатила компания, обучение не находит должной отдачи в работе.

В чем же проблема, которую совершает большинство работодателей, организовывающих платные тренинги для обучения персонала?

  • Нет системности. В корпоративных  тренингах должна быть система управления персоналом, а обучение должно быть планируемо, сегментировано по качествам и компетенциям тех людей, которых предстоит обучить.
  • Нет оценки результата обучения. После получения сотрудниками знаний и внедрения  их в работу, должна проводиться системно и время от времени оценка результата деятельности компании и тогда средства, затраченные на обучение, будут являться не бесполезными тратами, а инвестициями.
  • Большой объём информации.  Во время обучения тренер дает по 5-8 навыков, в то время как усваивается, а затем внедряется 1-2 из них, а остальные просто забываются.

Таким образом, возникает следующий вопрос: каким же образом  компаниям следует проводить систему обучения для сотрудников?

  • Хорошая система обучения на 80% должна состоять из самостоятельного обучения сотрудника  и только на 20% обучать его  должна сама компания. Корпоративное обучение при этом должно включать работу с наставником, чтение специальной литературы и посещение мероприятий по обмену опытом с подобными компаниями.
  • Основное что должно быть — это наличие внятной и понятной системы обучения персонала: с чего начинается обучение,  как продолжается и  чем заканчивается.  И здесь очень помогает оценка, потому что позволяет понять чему локально и узко можно учить людей.
  • Более продуктивным обучение будет тогда, когда  предварительно проводится исследование среди сотрудников на выявление пробелов в той или иной области.
  • Очень результативным обучение оказывается в том случае, когда оно проводится в виде игры, моделирующей ту или иную ситуацию.

Это основные элементы системы обучения персонала, которые необходимо учитывать, чтобы получить в итоге должный результат. А вот о положительном результате сами за себя говорят те тренды обучения, которые в данный момент присутствуют на рынке.

  • Тренинги стали включать глубокую психологическую составляющую и больше обращают внимание на личность участника.
  • Тренинги стали глубоко адаптированными и смоделированными в соответствии с реальным временем, что является достаточно ценным и люди получают благодаря таким тренингам ценный опыт.
  • Мир коучинга, благодаря отдельным личностям, стал структурироваться и упорядочиваться, были сделаны определенные его стандарты, благодаря чему многие руководители добились больших успехов в своем бизнесе.

Такой подход к обучению привлекает достаточное количество работодателей, готовых платить за обучение персонала. И в этот момент спрос и предложение на рынке являются сбалансированными, так как в обучающих тренингах работает очень много фрилансеров и   тренинговый продукт  легко произвести и продать одному человеку.

Но, когда в экономике наступает кризис, то рынку в целом и рынку обучения в частности  присуща стагнация. На этом фоне у предприятий уменьшается бюджет на обучение и уменьшается количество предприятий,  которые хотят обучать сотрудников. В связи с этим между тренинговыми компаниями возрастает конкуренция. И здесь хочется дать несколько советов начинающим предпринимателям, работающим на рынке обучения.

  • Очень важно диверсифицироваться и выбрать наиболее близкую для себя отрасль и не слишком распыляться, так как  достичь больших успехов можно именно в нишевом  бизнесе.
  • Необходимо вести публичный образ жизни, посещать различные отраслевые конференции, писать свои отраслевые издания, показывать свою осведомленность в том вопросе как живет персонал именно в своем выборочном секторе.
  • Расширять свою экспертность, время от времени проходить обучение.
  • Изучать смежные ниши, учиться им и углубляться в них.

Таким образом, правильно выстроенная система обучения персонала помогает расти как всей компании, так и отдельным сотрудникам в частности. А те средства, которые тратятся на обучение, в этом случае будут являться надежной инвестицией в развитие предприятия и обязательно принесут хорошие дивиденды в будущем.