Все материалы

Непосредственный Руководитель: союзник корпоративного бизнес-тренинга или…?

Автор — Марианна Татарникова

Специально для BizMotiv

В работе бизнес-тренера встречается много подводных камней, которые важно учитывать, впрочем, как и в любой профессии. И, зачастую,  на тренинге для тренеров эти «камни» или не разбираются, или забываются после прохождения обучения. Так, для эффективности корпоративного бизнес-тренинга крайне важно знать роль и специфику работы ДО тренинга с непосредственным Руководителем.

На программе тренинг тренеров в компании  «Искусство тренинга» мы уделяем много внимание этому вопросу и подробно его рассматриваем. Попробуем в этой статье кратко освятить основные моменты.

В ситуации, когда Заказчик не есть непосредственный Руководитель, тренеру необходимо решить следующие задачи:

1.  Сделать Руководителя соучастником, СО-зидателем тренинга

2.  Договориться с Руководителем о том, чтобы результаты тренинга вошли в жизнь подразделения, а не «утекли» с течением времени

3.  Обсудить организационные вопросы проведения тренинга

Зачем Руководителя делать Со-зидателем тренинга? — Чтобы он стал «проводником» идеи обучения. Поэтому важно до тренинга подробно с Руководителем обсудить и договориться о следующем:

  • обсудить ключевые идеи тренинга для того, чтобы Руководитель имел представление о том, где и как подчиненный это сможет выгодно применить. Получить информацию от Руководителя по специфике работы, об особенностях бизнес-процессов отдела и на основе этого разговора внести коррективы в содержание тренинга. При этом надо донести до Руководителя, что по результатам вашего разговора с ним,  вы откорректировали содержание обучения;
  • договориться с Руководителем о том, чтобы именно он озвучил важность тренинга, основные его цели, содержание, формат и применимость в работе (почему, когда, где и как он или она будет применять полученные знания и навыки, и почему их применение важно и нужно);
  • важно, чтобы Руководитель заранее предупредил сотрудника, чтобы последний мог планировать свое время и настроиться на тренинг. Ситуации, когда сотрудники говорят о том, «что я не знал о тренинге» или «мне сказали, что тренинг будет до 16.00, а не до 18.00 и у меня назначены переговоры» встречаются часто. Чтобы предотвратить сбой в передачи информации не стоит полагаться только на договоренности с Заказчиком, который может быть или Службой персоналом или Руководителем Компании, надо, чтобы все организационные моменты знал непосредственный Руководитель, ведь как ни крути, он основной канал информации;
  • обсудить с Руководителем необходимость участия всех сотрудников и то, каким образом сделать так, чтобы сотрудники полностью погрузились в процесс обучения, не выбегая по рабочим вопросам (если тренинг проводиться в офисе Компании). Если вы с Руководителем до этого момента обсудили цель, задачи, результаты тренинга, то Руководитель с большей охотой и пониманием организует работу так, чтобы сотрудники в процессе обучения занимались только обучением и не опаздывали с перерывов, т.к. делали «важные» звонки;
  • Руководитель должен знать, что вы будете встречаться с подчиненными для дотренинговой диагностики и дал «добро» на выделение времени сотрудников для этого общения.
  • обсудить с Руководителем то, каким образом будет происходить оценка эффективности тренинга и закрепление полученных результатов: как провести собрание с подчиненными, что именно стоит проконтролировать (знания или навыки) и каким образом. Особенно это важно, если Руководитель не будет участвовать в тренинге. В таком случаи бизнес-тренеру надо будет подробно  донести содержание тренинга;
  • руководитель – всегда является моделью требуемого поведения. Поэтому тренеру надо понять, на сколько «стыкуется» то, что будет на тренинге с тем, как работает сам Руководитель. Руководителю важно подготовиться к изменению поведения сотрудника и, если необходимо, изменить свое поведение. Это тоже тема для обсуждения до тренинга;

Если функцию кадрового менеджмента выполнят служба персонала или руководитель Компании, тем не менее, непосредственный Руководитель – это фигура, которая может стать или   союзником бизнес-тренера или его оппонентом. Если вы не хотите, чтобы со стороны непосредственно Руководителям  звучали следующие слова: «… понятия не имею почему, но руководство хочет, чтобы вы были на этом тренинге. Я понимаю, что это пустая трата времени и денег, более того, вам придется потом работать интенсивнее, чтобы «догнать» работу. Я понимаю, что тренинг может оказаться бесполезным, но вы должны его пройти. Когда вы вернетесь с тренинга,   придется забыть о той ерунде, о которой вам говорили, вернуться к реальности и работать еще тяжелее…», но хотите, что корпоративный бизнес-тренинг был эффективной процедурой и принес результаты, то стоит уделить достаточно времени на работу с непосредственным Руководителем.

www.arttrening.ru