Все материалы

Какие ценности вы готовы отдать, а какие хотите взять взамен

Ваша жизнь устроена таким образом, что Вам постоянно приходиться что-то отдавать для того, чтобы что-то получить. Но для многих это утверждение не совсем очевидно, ведь не совсем понятно, что же именно Вы должны отдавать и что, где и от кого взамен Вы должны получать.

Так вот самый простой пример – это пример с обычным магазином. Сначала Вы платите деньги в кассу, и только после этого какой-то товар, вещь или услуга становятся Вашими, то есть Вы имеете возможность ими пользоваться.

Но почему-то кроме как в магазине, во всей остальной жизни Вы так не действуете, то есть Вы не хотите сначала отдавать какую-то Вашу ценность. Не обязательно это должны быть деньги. Это может быть значительно широкий спектр ценностей, которыми Вы обладаете. Это и Ваше внимание, и Ваш опыт, и Ваши знания, и Ваша любовь – это все ценности, которые Вы можете сначала отдать для того, чтобы потом что-то получить.

К сожалению, еще раз повторюсь, многие пытаются жить по-другому: сначала что-то взять, а только потом отдать взамен. Таких примеров в жизни очень много. Слышали такое: «Вы сначала заплатите деньги, а потом мы Вам окажем эту услугу», или «Вы мне сначала подарите подарок на День Рождения, а потом и я Вам подарю».

Представьте, что наш мир — это такой большой-пребольшой магазин, в котором можно купить абсолютно все. Здесь Вы можете купить различного рода вещи, товары, предметы. Также в нем Вы можете купить и услуги (по ремонту и отделке квартир и домов, по улучшению внешнего вида, имиджа, по развитию и повышению квалификации и т.д.). Также это могут быть и ваши знания, опыт, уважение, любовь, которые вы получаете от этого мира – они тоже лежат в этом магазине на полке.

А теперь попробуйте разделить то, что находится в этом огромной магазине, на две категории:

a)      на то, за что Вы готовы сначала заплатить и только потом этим пользоваться;

b)      на то, за что Вы сегодня не готовы заплатить и потом этим пользоваться.

И вот здесь, как говорится, собака-то и порылась. Все дело в том, что на самом деле во второй категории не должно быть ничего. Вы должны быть готовы сначала что-то отдать, а только потом что-то получить.

Данный вопрос с иллюстрациями уникальных примеров очень хорошо и подробно освещен в книге Р. Чалдини «Психология влияния». Я вам сейчас приведу свой собственный, не менее яркий пример.

Так вот, несколько лет назад я серьезно заболел и пришел в поликлинику, где мне прописали уколы. Получив чек на 500 рублей за процедуру иглоукалывания, я направился к кассе.

На пути меня встретила девушка в белом халате: «О, я вижу у Вас направление на уколы?» Я: «Да, у меня направление на уколы». Она: «Пойдемте, я прям сейчас вам и сделаю, у нас сейчас как раз свободно». Я про себя думаю: «Я же, вроде бы, должен за это сначала заплатить. Ну ладно, заплачу, значит, после того, как она мне все сделает».

Но после проделанной процедуры она сказала: «Все документы я оставляю у себя, приходите ко мне завтра». «Странно, — подумал я. – Что-то здесь не так». Так я приходил к ней неделю подряд и уже где-то на седьмом уколе я для себя решил, что хорошо получилось сэкономить 500 рублей. Но когда оставалось доделать 2 укола, она мне тактично намекнула: «Мы с моей напарницей очень любим шампанское и шоколад».

И тут все встало на свои места. Она просто таким образом хотела подработать и поэтому проводила клиентов мимо кассы. Естественно, отказать я ей не смог, ведь она сделала для меня достаточно много, хотя ей это стоило «минуты две делов» в день. И естественно, мне не позволила совесть покупать ей шампанское за 100 рублей.

В итоге, цикл процедур вместо 500 рублей у меня обошелся в рублей 800-900. И тогда я понял, что все-таки сначала надо отдать, а только потом можно брать. Девушка-медсестра абсолютно правильно использовала ту идею, которую я и пытаюсь Вам сегодня донести.

Когда Вы хотите сэкономить, когда Вы ведетесь на какую-то халяву, то, чаще всего, в конечном итоге, Вы не получаете тех выгод, которые предполагали получить. Вы переплачиваете дважды, а то и трижды изначально поставленной цены.

Есть еще очень простой пример, когда разные люди ищут в Интернете записи тренингов, кастов по самым дешевым ценам, и соответственно, покупая их на каких-то распродажах или, что еще хуже на разного рода вкладчинах, потом не придают большого значения полученному материалу, не вникают в суть информации. А почему? Да потому что досталось все это легко и без особых затрат.

Ценность тренингов в том, что за них сначала нужно отдать, а только потом получить. Если Вы отдали недостаточную цену за что-то, не важно, тренинг это или любовь человеку, которого Вы добиваетесь, и с которым Вы хотите быть, то эффект от того, что Вы отдали, а потом получили, будет очень краткосрочным.

Таким образом, Вы сами вводите себя в определенное разочарование, так как Вы, вроде бы, что-то отдали, но особой радости и удовольствия, а самое страшное, что никакой пользы от этого Вы не получили.

Поэтому сначала нужно заплатить, а потом получить. И только в этом случае вы получите и пользу, и радость, и счастье от полученной выгоды.