Все материалы

Вопросы справедливости в бизнесе.

Справедливость. Какое отношение она имеет к бизнесу и к мотивации? На самом деле это – довольно философское понятие, которому сложно дать определение, не залезая в википедию или какой-то толковый словарь. И каждый в той или иной мере представляет это себе по-разному. Но заниматься вопросами мотивации в коллективе, не понимая технологии того, как человек оценивает вопрос справедливости, довольно сложно.

И начнем мы с того, что справедливость для любого человека – это своеобразные качели, или весы. Что я Вам дал на входе, и что Вы мне дали  на выходе, что я положил на одну чашу весов, и что Вы положили на другую.

  • Я для Вас пришел на работу вовремя, что Вы мне за это дали?
  • Я для Вас отработал 8 часов, что я за это получил?
  • Я для Вас продал на миллион рублей, что я за это получил?

Т.е. есть вопрос входных данных, и есть вопрос выходных данных.

Что обычно стоит на входе?

  • Труд. Сколько времени я работаю?
  • Сила. Как много энергии я трачу?
  • Креатив. Я изобрел для вас Микки-Мауса. Что я за это получу?
  • Энтузиазм, с которым я работаю. Пришел ли я на работу с мертвым видом, спокойно-тихо сел и сделал кое-как левой ногой 3 звонка. Или я пришел бодрый, веселый, тут же начал продавать – это уже другой вариант. Но что я за это получу? А компенсируете ли Вы мне тот энтузиазм, который я Вам отдаю?
  • Терпимость. Особенно к окружающим. Поскольку не бывает коллектива, где все друг друга любят. Зачастую в коллективе постоянно наблюдается ситуация, которую можно охарактеризовать словами из фильма: «Против кого, девочки, дружите?»

Терпимость также может относится не только к коллективу, но и к условиям труда. Например, всегда дует из окна, и человеку приходится это терпеть. И опять же, что я получу на выходе за свое терпение?

Это те вопросы, которые задает себе человек, когда приходит к Вам на работу. Что я Вам отдаю? И что я за это  в конечном итоге могу получить?

И что же он за это может получить? Что Вы можете ему дать?

  • Те самые пресловутые деньги.
  • Различные социальные льготы.
  • Медали, звания. Это отлично работает, и люди реально борются за эти медали.
  • Личные успехи и их признание.
  • Успехи коллектива, его рост.
  • Карьера.
  • Мнение окружающих.
  • Удовлетворение семьи. Если семья довольна и удовлетворена тем местом, где работает один из ее членов, то она будет выталкивать его на работу и правильно встречать. Если же семья недовольна, то она будет постоянно негативить в отношении работы. И это рано или поздно приведет к увольнению сотрудника.

В вопросах справедливости у каждого человека есть некий внутренний голос, мнение которого чисто субъективно. И когда он приходит к Вам на работу, он начинает сравнивать, что он Вам дает, и что он от Вас получает взамен.

Если есть перекос в этих качелях в сторону сотрудника, т.е. он считает, что много отдает и мало получает, то это приводит к увольнениям.

Например, есть уборщица в школе, которая получает 5000 рублей и убирает 15000 кв.м. И тут она встречает уборщицу из Газпрома, которая получает 40 тысяч и убирает 500 кв.м. Соответственно. до встречи с уборщицей из Газпрома уборщица из школы считала, что она довольно неплохо устроилась. Но после этой встречи она поняла, что что-то в этой жизни не так. И тут же произошел моментальный перекос: Я у Вас вон сколько работаю, а Вы мне вон как хреновенько платите. Нет. Я так не хочу больше. И соответственно, в этом случае  происходят увольнения, забастовки, ультиматумы и пр.

Если же перекос происходит в сторону работодателя, т.е. сотрудник понимает, что он почти ни фига не делает, но вполне неплохо получает, то в этом случае люди просто садятся на шею и свешивают ноги. И самое главное, они все равно недовольны  и говорят, что им мало.

Вопросы справедливости на самом деле очень важные, и они реально сильно влияют на работу и отношение сотрудника, и зачастую зависят от прошлого опыта человека и его окружения, от того, с чем он сравнивает.

Как Вы можете узнать, насколько люди считают справедливым или несправедливым то, что Вы им даете?

Для этого нужны личные беседы и хорошее знание поднаготной человека, то, что у него в душе, в семье, с родными и близкими.

И это должны делать айчары, секретари, кто-то из сотрудников, кому нравится заниматься различными слухами и сплетнями, ну и, естественно, Вы как руководитель (если, конечно, размеры вашей компании и количество людей в ней позволяют проводить личные беседы со всеми сотрудниками).

Так вот, именно знание всех этих вещей позволяет Вам понять, считает ли тот или иной сотрудник Вашу работу адекватной, или же он считает, что есть какой-то перекос. И если эти перекос все-таки есть, то нужно срочно принимать какие-то управленческие решения.

На самом деле вопросы справедливости очень сильно влияют на всю систему мотивации в Вашем бизнесе, и их решение часто дает ответы на очень многие конфликтные ситуации.

И понимая, как человек относится к Вам и Вашему бизнесу, Вы всегда можете влиять на него, не понимая, соответственно, не можете и ставите под угрозу всю работу.

Для того, чтобы Вы могли более серьезно подойти к вопросу воздействия и влияния на персонал, воспользуйтесь моим тренингом «Азбука мотивации».